Проект КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Проект КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Сообщение автор Admin в Ср Май 14, 2014 7:37 pm

Проект
КОНГРЕСС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ТЕХНИКИ
Группа государственной культурной политики и мониторинга отрасли культуры

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
1. Понятие культуры и государственной культурной политики
Культура - это фундаментальное человеческое основание общественной жизни и социального развития, определяющая:
• ценностные ориентиры социокультурного воспроизводства, а именно: тип, воспроизводимой в обществе личности; характер социальных отношений; ценностно-целевой вектор развития важнейших сфер общества – экономики, политики, идеологии, социального управления, науки, образования и воспитания, искусства и средств массовой информации; способ регуляции общественного порядка; пространство социальной востребованности граждан и их творческой самореализации; а также систему идеалов, социальных ценностей и норм поведения;
• мировоззрение и способы поведения людей, систему мотивации их трудовой деятельности, гражданской позиции и морали;
• смысл и образ жизни человека, его отношение к своему духовному и физическому здоровью;
• отношение к природной и социальной среде;
• отношения в семье и в быту, в повседневной жизни в целом.
Государственная культурная политика – система принципов и институциональных действий государства в сфере культуры, направленная на обеспечение социокультурного воспроизводства нации посредством оптимального использования духовно-нравственных, материальных и финансовых ресурсов общества в целях устойчивого социального развития.

2. Проблемная ситуация
Основной изъян современной государственной политики состоит в ее неспособности сохранить, преумножить и оптимально использовать духовно-нравственный потенциал общества.
Для России этот факт является тяжелейшим травмирующим фактором, поскольку с момента принятия христианства, на протяжении всей своей истории, включая советское время, нравственные ценности здесь традиционно обладали более сильным регулятивным действием, чем правовые нормы. Каждое деяние полагалось соотносить с нравственным идеалом. Поэтому нравственное состояние личности являлось важнейшим индикатором социокультурных процессов, как на макро, так и микроуровне. По этой причине русский человек был постоянно искушаем надбиологическим способом жизни, у него развилась гиперпотребность в духовном наполнении собственной жизни: жизненный успех и качество жизни он, прежде всего, связывал с бытием и только потом с потреблением. Эта особенность и определяет силу духа, лежащую в основании великих побед России. Это – ее основное богатство и залог успешного развития. Пренебрежение к этому богатству и даже его разрушение в логике современной модернизации совершенно справедливо воспринимается в народе как предательство. Именно необходимостью сохранения этого национального богатства измеряется в обществе целесообразность осуществляемых преобразований и именно «провалы» на этом направлении питают острое недоверие к власти.
Современные преобразования России, направленные на формирование потребительского общества с единственной правовой регулятивной системой, нанесли сокрушительный удар по всей мировоззренческой матрице, поскольку вошли в острое противоречие с отечественной культурной традицией, ментальными структурами, историческим опытом и с культурно-цивилизационным поиском.
Негативные явления, возникшие в российском обществе в результате механических преобразований, привели к обширным культурным «разрывам» между этносами, поколениями, социальными сословиями и утрате обществом ценностно-целевой целостности.
Более всего пострадала человеческая личность, поскольку государство разрушило социальный заказ на богатство ее внутреннего духовного мира, утверждая идеалы индивидуализма и потребления и взяв жесткий курс на коммерциализацию системы трансляции социокультурного опыта – учреждений науки и образования, культуры и искусства, средств массовой информации. Это обернулось для людей потерей жизнеутверждающих ценностных ориентаций и культурных эталонов нравственного поведения. Наиболее болезненные процессы идут в среде молодежи, которую настиг экзистенциальный кризис – кризис потери смысла жизни, что проявляется в чрезвычайно возросшем числе юношеских суицидов, депрессивных состояний и социальных девиаций.
В целом современная социокультурная система России направлена на воспроизводство крайне неустойчивой эгоцентрической личности с неразвитой ценностно-смысловой сферой, что обнаруживает себя в нарастании абсолютно безответственных и жестоких как единоличных, так и массовых акций. Современный человек с неразвитой, «плоской» смысловой сферой и эгоцентрическими, потребительскими ориентациями обделен способами социального самоопределения, он потенциально несет в себе угрозу социальному порядку: в трудной ситуации он подвержен либо агрессии, либо панике. С учетом того, что подобный тип личности является питательной средой всякого рода «социальных эпидемий» и «цветных революций», его дальнейшее воспроизводство приобретает характер угрозы устойчивому социальному развитию России.
Между тем современные преобразования российского общества осуществляются в логике административной технолого- и экономоцентричной модели модернизации. В фокусе этой модели культура (включая образование и науку) видится исключительно как сегмент экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями: вопросы социокультурного воспроизводства решаются исключительно экономическими методами и с точки зрения финансовой целесообразности, а не в целях развития культурного и духовно-нравственного потенциала общества. Культура здесь, как впрочем, и сама личность, оказываются лишь зависимыми переменными. Они не определяют характера современного общества. Поэтому актуальные социокультурные проблемы – интеграции общества; роста общественной солидарности и патриотизма; преодоления экзистенциального кризиса молодежи; формирования глубинной, личностной мотивации граждан; повышения социальной ответственности и преодоления коррупции и др. постоянно возрастают, не имея своего решения вне фокуса личности и культуры. Даже Год культуры, заявленный в 2014 году, не может преодолеть инерции отраслевого подхода в логике которого, прежде всего, привлекается внимание к инфраструктуре культуры – материальному миру культуры, а не к культурным формам жизнедеятельности людей, их ценностным ориентациям и пространствам творческой самореализации.
Государственная административная система, действующая вне границ культуры, выступает как самоценная система. Политические и управленческие решения в данном случае не согласуются и не обусловливаются ни отечественными культурными традициями, ни историко-религиозным контекстом. Вследствие этого они вызывают глубокое социальное и психологическое отчуждение граждан, образуют «разрыв» государства и народа.
Невостребованность духовного и интеллектуального потенциала общества в социальном творчестве является важнейшей проблемой современной общественной жизни России и, можно думать, основным источником острого социального чувства общественного неблагополучия и несправедливости всего жизнеустройства. С другой стороны, и экономика не может развиваться эффективно вне причастности россиян к социальным смыслам своего труда. Знания, умения, навыки, компетенции, составляющие рутинную, чисто исполнительскую сторону любой профессиональной деятельности, успешно формируются и актуализируются только при личностном принятии и осознании большого общественного значения соответствующих целей, что и предполагает формирование высокой ответственности, инициативности, готовности к творчеству, лежащих в основе эффективной экономики.
Серьезным ограничением в решении обозначенной проблемы является отсутствие в общественном сознании образа России как основного вектора социокультурного развития, т.е. развития культуры, личности, общества. Не разработана и концепция социокультурного воспроизводства России, по аналогии с концепцией экономического или социально-экономического развития, хотя подобный документ послужил бы теоретико-методологической основой действий государства в сфере культуры. В его отсутствие действия государственных чиновников выражают не общественные или государственные интересы, а продиктованы крайне субъективными и даже эгоцентрическими соображениями. Принимаемые здесь решения имеют волюнтаристский и ситуативный характер. Наиболее тревожным фактором является нерациональное использование государственных ресурсов в контексте недостаточного финансирования сферы культуры, когда на государственные деньги реализуются эпатажные мероприятия и провокационные проекты, несущие в себе агрессию по отношению к системе традиционных культурных ценностей. Значительная часть подобных проектов обращена к молодежи.
Проблема неспособности государственной власти проводить эффективную политику в сфере культуры усугубляется тем, что эта сфера разделена между несколькими министерствами – Министерством культуры, Министерством связи и массовых коммуникаций, Министерством образования и науки (где агентство Росмолодёжь отвечает за гражданское и патриотическое воспитание молодежи и детей, а также организацию их отдыха), Министерством спорта, ведающего физической культурой. Кроме того, полномочия по организации досуга населения возложены на региональные и местные администрации. При отсутствии общей идеологии государственной деятельности в сфере культуры сложившаяся ситуация воспроизводит коллизию известной басни «Лебедь, рак и щука».
С учетом значения культуры для устойчивого общественного развития, подобная ситуация представляется угрожающей. Ее коррекция видится на пути повышения социального статуса культуры и формирования комплексной государственной культурной политики, способной противостоять вызовам и угрозам современному российскому обществу.

3. Цель и задачи государственной культурной политики
Цель государственной культурной политики состоит в развитии человеческого потенциала и в повышении духовно-нравственного уровня граждан как стратегического ресурса общественного развития.
Задачи государственной культурной политики:
1. Содействие широкому общественному диалогу в целях формирования ценностно-целевого консенсуса относительно характера общественного бытия и выбора основного вектора развития.
2. Поддержка и артикуляция универсального ценностно-смыслового содержания, объединяющего граждан и преодолевающего «культурные разрывы» между поколениями, этносами, профессиональными сообществами, социальными слоями, конфессиями, между религиозным и секулярным сознаниями.
3. Сохранение и защита ценностных основ общественной жизни, обусловленных национальной культурой, как базы национальной идентичности и национального согласия; обеспечение равновесия между современностью и традицией, снижающего уровень сопротивления необходимым изменениям и открывающего перспективу устойчивого социального развития.
4. Формирование социального заказа на развитие богатого внутреннего ценностно-смыслового мира человека и реализация этого заказа посредством соответствующей реконструкции каналов трансляции социокультурного опыта – системы образования, науки, сферы культуры и искусства, СМИ. Утверждение приоритета истинно бытийных смыслов жизни над смыслами потребления.
5. Содействие широкому социальному творчеству граждан, ресурсное обеспечение социокультурных инициатив и формирование возможности реализации новых форм культурной деятельности.

4. Целевые ориентиры и индикаторы государственной культурной
политики
Целевые ориентиры:
1. Человеческая личность, способная сохранять устойчивость в ситуации нарастающей внешней неопределенности, распознавать существующие вызовы и угрозы, противостоять им, проявляя ответственность и способность к самоограничению.
2. Социальные отношения с высоким уровнем доверия, рост терпимости, доброжелательности, соучастия и сопереживания.
3. Многообразие культурных форм (материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, а также технологий, способов и норм их достижения) в контексте культурного единства нации, обусловленного универсальными (надэтническими, надполитическими, надэкономическими) нравственными ценностями (духовным центром культурного пространства России).
4. Гуманистический социальный порядок, обеспечивающий защиту человеческой жизни, ее ценность и достоинство, и гарантирующий конструктивное противодействие провокационным технологиям «социальных эпидемий», «цветных» революций и социального хаоса.
5. Привлекательный образ России во внешнем глобализированном мире – державы сильной и справедливой, расширение возможности использования средств «мягкой силы» влияния.
Индикаторы:
• рост устойчивости личности, проявляющийся в минимизации депрессивных состояний, болезненных зависимостей, подростковых и юношеских суицидов, в сокращении количества безответственных, в том числе массовых акций, экстремальных группировок;
• утверждение значимости в человеческой жизни смысла жизни и ценностей: ответственности, долга, добросовестного отношения к делу, порядочности, сотрудничества;
• сокращение пространства девиаций;
• солидаризация общества и рост социокультурной идентичности личности;
• углубление культуры на основе восстановления ценностно-смысловой вертикали; паритет трех уровней культуры: личностного, социального (конвенциального) и духовного (мир смыслообразующих идей, вечных истин);
• расширение пространства социальной востребованности творческого потенциала граждан, рост удовлетворенности жизнью.

5. Роль государства и принципы государственной культурной политики

Роль, которую играет государство в социокультурном процессе, имеет ключевое значение. Эту роль можно обозначить как «страж» ценностного и символического универсума, поддерживающего идентичность и сплоченность нации, а также обеспечивающего поиск культурных форм самоопределения человека и развития его духовно-нравственного потенциала. Иными словами, во имя единства нации государство вынуждено отслеживать возникновение «культурных разрывов», которые образуются в процессе модернизации и не усугубать их, как это происходит в логике современной модели государственной политики, а преодолевать на уровне универсальных ценностей и смыслов. Таким образом, несмотря на углубление процессов дифференциации, общество сохраняет целостность своего духовного потенциала.
При реализации этой роли осуществляется дифференциация полномочий:
• федеральный уровень ответственен за обеспечение ценностно-смысловых реалий (сопряженных с ценностным и символическим универсумом национальной культуры), в границах которых осуществляется общественное бытие. Это не значит, что государство блокирует процессы плюрализации, оно их преодолевает в логике жизнеутверждающей, антропоцентричной стратегии социального развития и сохраняет единство культурного пространства ;
• региональный уровень актуализирует в границах этих ценностно-смысловых универсальных реалий региональные и этнокультурные ценности, поддерживая субкультуры и обеспечивая тем самым вариативность культуры;
• муниципальный (местный) уровень нацелен на развитие социальной активности граждан в границах общепринятых ценностно-смысловых реалий.
Основные принципы государственной культурной политики:
• принцип динамической устойчивости, обусловленный опорой на инновационные и традиционные структуры культуры;
• принцип когерентности (согласованности) единства и многообразия в культурной жизни общества;
• принцип фокусирования на конкретных социокультурных проблемах, ориентации на «малые формы» и инновационное экспериментирование в пределах территории;
• принцип дополнительности, предполагающий, наряду с ростом правосознания граждан, усиление престижа нравственных ценностей, обязательно контролирующих поведение всех, не допускающих оспаривания и не подвергаемых сомнению со стороны какой-либо другой нормы.
• принцип культуроцентризма, обусловливающий принятие политических решений в интересах человека и соответственно культуры;
• принцип приоритета аксиологического мышления, предполагающего акцентирование ценностно-смыслового содержания событий, явлений, мероприятий, решений и т.д. в целях защиты и поддержки ценностно-смыслового универсума;
• принцип территориально-отраслевого подхода, обозначающего синергию общественных интересов и государственных ресурсов, т.е. взаимодействие потребностей и интересов жителей конкретной территории и государственной инфраструктуры культуры этой территории;
• принцип приоритета ценностей делиберативной, нравственной (ориентированной на общее благо) и консенсусной (предполагающей возможность свободного обсуждения проблем, имеющих принципиальное значение для социокультурного развития), моделей государственного управления.

6. Организационная структура и организационный порядок государственной культурной политики

Организационная структура государственной культурной политики имеет многоуровневый характер и направлена на формирование ценностно-целевого единства в действиях государства в сфере культуры с учетом его роли и независимо от отраслевой или территориальной принадлежности государственных органов власти.
Высшим органом выступает надотраслевой и надрегиональный Совет государственной культурной политики Российской Федерации (далее – Совет), в деятельности которого анализ проблем социокультурного состояния общества приобретает самостоятельное значение, и который в соответствии со своими полномочиями разрабатывает идеологию единой государственной социокультурной политики. Постоянные члены Совета назначаются Президентом – Председателем Совета государственной культурной политики Российской Федерации. Ему непосредственно подчинен Секретарь Совета. Секретарь обеспечивает деятельность Совета и руководит его аппаратом. В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет образует межведомственные комиссии – основные рабочие органы Совета. В целях научного обеспечения деятельности Совета в его состав включаются представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также представители сферы культуры и искусства.
Отраслевые министерства – федеральные органы исполнительной власти действуют в рамках сформированной идеологии единой государственной культурной политики, совместно с отраслевыми региональными органами устанавливают приоритеты работы отрасли и систему критериев оценки их достижения, осуществляют координацию, контроль и анализ их реализации, а также нормативно-правовое регулирование деятельности отрасли по реализации государственной культурной политики.
Отраслевые региональные органы исполнительной власти действуют в рамках идеологии единой государственной культурной политики и установленных приоритетов. С учетом региональных социокультурных проблем вносят коррективы в приоритеты деятельности подведомственных организаций, для которых формируют государственные задания, контролируют и анализируют их выполнение, осуществляют нормативно-правовое регулирование их деятельности и воспроизводство профессионального и технологического потенциала.
Организационный порядок государственной культурной политики включает в себя:
• социокультурный подход, обеспечивающий антропоцентричность государственной культурной политики и предполагающий баланс процессов социализации (стандартизации мировоззрения и поведения людей) и инкультурации (развитие индивидуальности на основе формирования внутреннего ценностно-смыслового мира человека);
• структурную систему, предполагающую гибкую перестройку совокупности целей и приоритетов государственной культурной политики, формирование межведомственных организационных структур для достижения соответствующих целей и усиление организационного потенциала отраслей за счет создания межучрежденческих объединений;
• программно-целевой компонент, обладающий аксиологическим, организационно-экономическим и мотивационным содержанием;
• информационную систему, обеспечивающую мониторинг социокультурного состояния общества, определение актуальных социокультурных проблем и выявление динамики их решения, анализ духовных потребностей и интересов граждан и изменения уровня их удовлетворенности жизнью.







Разработчик:
Джерелиевская Ирина Константиновна
e-mail: dzhereli@mail.ru;
моб. тел. 8 916 913 11 53
avatar
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 148
Очки : 1838
Репутация : 2
Дата регистрации : 2014-01-08
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://cron.forumkz.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения