Рекомендации 4 сессии КРОН

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Рекомендации 4 сессии КРОН

Сообщение автор Анатолий Миронов в Вс Июн 04, 2017 4:04 pm

Предложения, сформулированные рабочей группой «Образование» по итогам «круглых столов» и конференций, проведенных 26-27 ноября 2016 г. в Москве в рамках 4-той сессии Конгресса работников образования, культуры, науки и техники (КРОН)

Качественное общедоступное образование – основа благополучия, процветания и развития государства. Для выхода из кризиса системы отечественного образования считаем необходимым предпринять ниже изложенные меры.

I. Предложения по совершенствованию системы образования в целом

1. Внести поправки в Федеральный Закон № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ», разработанные профессиональной и широкой общественностью для его усовершенствования (см. Приложение 1. Предложения в закон N 273). В частности, включить пункт о государственных гарантиях ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 7 % ВВП. Отсутствие данного пункта привело к ежегодному сокращению доли расходов консолидированного и федерального бюджетов РФ на образование. Например, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на образование составляли: 4,0% от ВВП - в 2013 г.; 3,9% - в 2014 г.; 3,8% - в 2015 г.; расходы федерального бюджета - 0,9% от ВВП - в 2013 г.; 0,8% - в 2014 г. и  2015 г.
2. Переработать Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 гг., убрав из нее, прежде всего, положение о закрытии 40% российских вузов и 80% филиалов.  Высокий темп сокращения числа образовательных организаций приводит к сложностям в реализации конституционного права граждан на получение всех ступеней образования, лишает человека возможности всесторонне развиваться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным на рынке труда, способствует возрастанию социальной напряжённости, росту правонарушений, приводит к нестабильности в стране, социально-экономической и культурной стагнации и деградации общества.
3. Отменить Федеральный закон РФ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" или пересмотреть его положения, касающиеся «оптимизации сети учреждений» ради экономии бюджетных средств и допускающие закрытие вместе с Индивидуальными предприятиями государственных организаций образования, науки и культуры. Это приводит к снижению доступности образования для дошкольников, детей с ограниченными возможностями, учащихся из удалённых от школ населённых пунктов и т.п.
4. Остановить противозаконную приватизацию и распродажу недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (Ст. 71 Конституции РФ и Ст. 102 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»), а также запретить их долгосрочную передачу  в распоряжение или пользование коммерческим организациям, для предотвращения случаев присвоения и растраты федеральной государственной собственности и нецелевого использования бюджетных средств.
5. Внести изменения в Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, исключив из них положение «о заключении трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта», так как отсутствует нормативная база для данных мероприятий (Трудовой Кодекс РФ не содержит понятия «эффективный контракт»).
6. Отменить или внести изменения в «Дорожную карту» образования - план мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р), приводящую к массовым увольнениям, сокращению занятости и увеличению нагрузки педагогических работников (см Приложение 2. Предложения в «Дорожную карту» образования).
7. Государственным органам управления расширить формы взаимодействия с экспертным сообществом и общественными организациями научных и педагогических работников, в частности, обеспечить возможность их участия в качестве экспертов и консультантов при разработке проектов нормативных актов в составе рабочих групп, на совещаниях, круглых столах, дискуссионных мероприятиях. В настоящее время, предложения от общественности формально принимаются к рассмотрению, но фактически нигде не учитываются.

II. Предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего трудовые отношения в системе образования

1. Закрепить в Отраслевом соглашении и локальных нормативных актах обязательность выполнения Единых рекомендаций от 23 декабря 2016 г. Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в части доведения доли окладов (должностных окладов), ставок в заработной плате до уровня не менее 70%.
2. Отменить Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», которое создало серьезные диспропорции в оплате труда работников образования, привело к зависимости педагогов от произвола администрации образовательных учреждений. Восстановить Единую тарифную сетку, дополненную системой стимулирующих выплат в размере до 30 % от фонда оплаты труда и региональными повышающими коэффициентами.
3. Законодательно закрепить норму оплаты труда педагога за ставку - не ниже средней по Российской Федерации и региону, при чётком соблюдении норм труда и отдыха. Установить единые для всей страны минимальные ставки заработной платы учителей, воспитателей, преподавателей и других педагогических работников, привязанные к среднему уровню оплаты в стране; регионам предоставить право увеличивать ставки, но не уменьшать их.
4. Законодательно закрепить в качестве критерия расчета средней заработной платы показания медианной заработной платы по группам педагогических работников, а не среднюю заработную плату по организации.  
5. Законодательно закрепить ограничение заработной платы руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций не более пяти средних заработных плат работников организации, учитывая в этой заработной плате руководителей все виды выплат руководителям.
6. Возродить научное нормирование и стимулирование труда педагогов средней, высшей школы и научных работников.  В частности, следует запретить любые штрафные меры, отсутствующие в Трудовом Кодексе.
Обоснование: в настоящее время наблюдается административный произвол, как в отношении видов работ преподавателей и научных сотрудников, так и в отношении интенсивности их нагрузки и мер стимулирования труда. В частности, в одном из вузов страны предлагаются следующие меры «дополнительного стимулирования» преподавателей: «Переработка и подготовка учебных пособий: конспектов лекций, сборников упражнений, лабораторных практик и других учебно-методических материалов (за каждый печатный лист) = 5 баллов», а «Невыполнение распоряжений, приказов и прочее (за событие) = -100 баллов». В настоящее время подобного рода административный произвол законодательно ничем не ограничен и приводит к формированию атмосферы казармы и унижения достоинства  преподавателей и научных работников.
7. Законодательно закрепить предельную норму учебной нагрузки педагогического работника вуза (ссуза) на ставку - не более 520 часов в год (треть годового фонда рабочего времени преподавателя).
8. Отменить внедрение срочного трудового договора, «эффективного контракта», «профессионального стандарта», принудительной сертификации специалистов в сфере образования, в связи с тем, что они оцениваются профессиональным сообществом как порождающие административный произвол, и при этом являющиеся научно необоснованными, финансово затратными и демотивирующими педагогов.
9. Отменить требование к педагогу об отсутствии любого рода судимости, поскольку это противоречит законодательству РФ в отношении трудовых прав граждан РФ, в частности, статье 331 Трудового Кодекса РФ, в которой уже указаны виды судимости, при которых недопустима педагогическая деятельность.

III. Предложения по дебюрократизации системы образования

1. Внести изменения, способствующие дебюрократизации системы образования, в соответствующие законы и нормативно-правовые документы. Обеспечить дебюрократизацию процесса управления образовательными и научными учреждениями (см. Приложение 3. Предложения по дебюрократизации).

IV. Предложения по совершенствованию системы высшего образования

1. В качестве основы развития системы высшего образования положить принципы академической свободы и самоуправления вузов, а также разнообразия специализации вузов, глубины и степени фундаментальности изучения в них материалов.
2. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета выделять финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования из расчета не менее 300 студентов на 10 тыс. населения (то есть не менее 3% от населения страны). Обоснование: действующее положение расчёта контрольных цифр приёма, в зависимости от числа молодежи в возрасте от 17 до 30 лет, ограничивает государственные гарантии на получение бесплатного высшего образования возрастными рамками, что является дискриминацией права на получение бесплатного образования по возрастному признаку и противоречит  пункту 3 Статьи 43 Конституции РФ. Введение данного положения в годы демографической ямы молодёжи данного возраста приводит к ежегодному уменьшению количества бюджетных мест. Расчеты экспертов показывают, что при существующем подходе к 2020 г. число бюджетных студентов в стране сократится не менее чем на 700 тыс.
3. Отменить расчет подушевого финансирования в вузах исходя из числа закончивших вуз студентов, и восстановить финансирование исходя из числа поступивших на обучение на первый курс. Обоснование: при расчёте финансирования ориентация на число закончивших обучение приводит к тому, что отчисление определённого количества студентов ведёт за собой сокращение ставок и увольнение преподавателей, а неотчисление неуспевающих обучающихся приводит к снижению уровня подготовки выпускников.
4. Разработать нормативы для расчёта предельной платы за обучение в вузе, исходя из средней заработной платы по региону, установив льготные тарифы для многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот.
5. Переработать критерии эффективности вузов совместно с образовательным и научным сообществом.
6. Пересмотреть уровни отечественного профессионального образования: восстановить непрерывность отечественного профессионального образования.
1) Предлагаем вернуть начальному профессиональному образованию статус самостоятельной первой ступени профессионального образования.
Обоснование: В результате проведенных изменений выпала ступень начальной профессиональной подготовки специалистов сферы культуры и искусства. Неясен статус Детских музыкальных школ, школ искусств, и т.д.
2) Отнести к высшему профессиональному образованию только специалитет (как полноценное высшее образование) и магистратуру (как углубленное высшее образование).
Совместными усилиями образовательного, научного сообщества и широкой общественности решить судьбу бакалавриата в России (возможные варианты: отнести бакалавриат к ступени среднего профессионального образования или исключить из ступеней образования вовсе, поскольку прикладной бакалавриат дублирует содержание среднего профессионального образования,  а академический бакалавриат не даёт специальности).
3) Отнести ступень подготовки кадров высшей квалификации, в том числе аспирантуру и докторантуру, к послевузовскому профессиональному образованию.
Обоснование: в настоящее время аспирантура превращена из научной ступени в ступень формального образования, то есть главной целью современных аспирантов является не написание и защита самостоятельного научного труда (кандидатской диссертации), а получение диплома об окончании аспирантуры (в вузах, где такой диплом предусмотрен) или освоение учебных предметов  – даже без получения диплома об окончании аспирантуры (в вузах, или научных организациях, где такой диплом не предусмотрен). Аспиранты вынуждены тратить огромное количество времени на учебные занятия, не связанные с тематикой их научной работы, а также на написание выпускной квалификационной работы с непонятным статусом, которая не должна дублировать кандидатскую диссертацию. Отвлекаясь от научно-исследовательской работы, они не успевают написать и защитить диссертацию в срок.
7. Восстановить норму учебной аудиторной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в заочной форме – не менее 50% от нормы учебной аудиторной нагрузки от положенной для очной форме обучения. Из-за отсутствия данной нормы в ряде случаев время на изучение дисциплины при заочной форме обучения сократилось до минимума (до 8 часов). Фактически, оптимизированы практические занятия, в то время как есть дисциплины, полноценное освоение которых возможно только в интерактивных формах. Всё это негативно сказывается на качестве подготовки профессионала, получившего заочное образование.
8. Восстановить норму об обязательной выборности руководителей образовательных организаций (в том числе руководителей МГУ, СПбГУ, национальных исследовательских и федеральных университетов) путем тайного голосования на общем собрании трудового коллектива.
9. Признать недопустимой практику частой смены образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО) и ввести срок 5 лет как минимально допустимый для смены принятых стандартов.
10. Признать недопустимой практику уменьшения пятилетнего срока избрания на занимаемую должность по конкурсу (аттестации) штатных преподавателей и научных сотрудников, и оформление контракта (трудового договора) на срок меньше, чем срок, на который осуществлено избрание по конкурсу,  так как это порождает административный произвол и противоречит международной практике.
11. Приостановить утверждение и внедрение новых профессиональных стандартов специалистов до их переработки на основе научных исследований профессиональной деятельности. Прямая связь между стандартами профессиональной деятельности и стандартами ВПО необходима только в их базовой части. При этом базовая часть стандартов ВПО должна формировать ключевые профессиональные действия (в настоящее время это не так).
12. Прекратить объединение региональных вузов в опорные многопрофильные университеты, поскольку укрупнение вузов не приводит к повышению качества профессионального образования, а ведёт к потере профессиональной специализации вузов и повышению бюрократизации и административного произвола.

Модернизация отечественного образования и науки должны осуществляться при непосредственном участии и под контролем профессионального сообщества и широкой общественности. Это позволит предотвратить ошибки при реформировании системы образования, выбрать оптимальные пути её усовершенствования.

Анатолий Миронов

Сообщения : 39
Очки : 1431
Репутация : 1
Дата регистрации : 2014-01-21

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения