Резолюция III сессии Конгресса работников науки и образования о необходимости принятия альтернативной программы сохранения и развития науки и образования в России

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Резолюция III сессии Конгресса работников науки и образования о необходимости принятия альтернативной программы сохранения и развития науки и образования в России

Сообщение автор Admin в Чт Дек 03, 2015 12:42 pm

РЕЗОЛЮЦИЯ
III сессии Конгресса работников образования, науки, культуры и техники
(Москва, 29 ноября 2015 г.)

О необходимости принятия альтернативной программы сохранения и развития науки и образования в России

Делегаты 3-й сессии Конгресса работников образования, науки, культуры и техники вы-нуждены в очередной раз подтвердить свою негативную оценку правительственных реформ в сфе-ре науки и образования в Российской Федерации. Эта оценка основывается не только на мнении большинства отечественных ученых и работников образования, но и на всем известных фактах, в том числе очевидных отрицательных результатах, к которым уже привели реформы.
1. Работникам науки не предоставлены никакие гарантии их дальнейшей занятости, повы-шения зарплаты и пенсионного обеспечения, условий труда, отвечающих современным стандартам и необходимых для проведения результативных научных исследований. Более того, администра-ция ряда научных учреждений требует от научных работников согласиться с переходом от бес-срочных трудовых договоров на срочные и годовые «эффективные» контракты, при которых не только исчезнет уверенность в завтрашнем дне, но и сам смысл планирования и проведения каких-либо долгосрочных научных исследований.
2. Ученым академического сектора обещали, что создание ФАНО освободит их от всех про-чих забот, кроме научных. В действительности же в 2015 г. им платили только заработную плату на уровне прошлого года, которая в 2-3 раза меньше средней заработной платы учителей в Москве. Средств на повышение зарплаты до уровня, обещанного майскими 2012 г. Указами Президента и рядом постановлений Правительства, практически не выделено. Повышение заработной платы, как и опасались ученые, может быть произведено только за счет увольнения их коллег. Еще одним бюрократическим приемом «стимулирования», продвигаемым ФАНО России, является перерас-пределение до 30% существующего нищенского фонда заработной платы с учетом показателей ре-зультативности, что приведет к снижению зарплаты у значительной части сотрудников. Предста-вители ФАНО на проведенных ими в начале осени 2015 г. встречах с директорским корпусом ин-ститутов прямо заявили, что на все остальные расходы, включая коммунальные платежи, институ-ты должны изыскивать средства сами.
3. Проводимая в 2015 г. замена директоров научно-исследовательских институтов и других учреждений, подведомственных теперь ФАНО, не отвечает демократическим нормам и процеду-рам, так как права научных работников при этом полностью нарушены. На деле за ними осталось только одно, лишь по видимости демократическое право, соглашаться с теми кандидатурами, кото-рые им предлагает вышестоящее начальство. Фактически завершается создание системы админи-стративного наместничества в науке, при котором пышным цветом расцветает коррупция, местни-чество и мздоимство, и плоды которой в полной мере уже проявились в вузовской науке и во всей системе образования, включая детские сады и ясли.
4. Навязываемые сверху количественные критерии оценки научной деятельности по числу статей и ссылок привели к погоне за количеством публикаций, к тому, что началась конкурентная борьба между научными сотрудниками за возможность опубликоваться в тех журналах, список ко-торых утвержден, за повышение всеми правдами и неправдами необходимых для положительной оценки индексов. Идет расцвет в немыслимых размерах черного рынка соответствующих услуг. Научным учреждениям и работникам навязывается формально-бюрократическое планирование числа статей и иных формальных показателей в год, при невыполнении которых ФАНО угрожает затребовать обратно средства, выделенные с начала года учреждению. При этом, поскольку систе-ма оценки была принята после утверждения планов научных исследований в научных учреждени-ях, возникло непреодолимое разночтение между теми результатами, которыми научные работники планировали отчитываться, и теми, по которым им приходится отчитываться теперь.
5. Не разработана и не представлена научному сообществу система мер, обеспечивающая реальную и полноценную поддержку и рост научной молодежи. К оценке деятельности молодежи применяются те же критерии, что и к их старшим коллегам. Но молодой ученый не может в одно-часье выйти на высокий международный уровень исследований и защитить кандидатскую, а тем более докторскую диссертацию. Имеющиеся программы для молодых научных работников не по-крывают и малой части их реальных потребностей. В результате значительная часть молодежи вы-нужденно занимается дополнительной работой, часто вовсе не связанной с научной деятельностью. Другая часть уходит из науки, уезжает или собирается уехать за рубеж.
6. Число научных учреждений, судя по планам передачи основной суммы финансирования так называемым лидирующим организациям, которые могут из оставшихся выбирать себе партне-ров, будет существенно сокращено. Тем самым открывается дорога к резкому и произвольному со-кращению и числа научных сотрудников.
7. Реструктуризация, укрупнение научных организаций осуществляются под нажимом ФАНО, хотя внешне все происходит «как бы по инициативе с мест». Это не удивительно, так как лучше самим выбрать себе партнеров, чем ждать, когда ФАНО будет навязывать таковых. Ре-структуризация идет по формальному пути, без четкого определения места того или иного инсти-тута в системе, его значимости, перспектив проводимых там исследований, да и ясной обоснован-ности всего этого в науке. Если даже в экономике укрупнение далеко не всегда дает позитивный эффект, то тем более, странно было бы ожидать такой эффект в фундаментальной науке.
8. Руководство и аппарат научных учреждений завалены работой по составлению много-численных форм отчетности ФАНО, что чрезвычайно затрудняет его (руководства) обеспечиваю-щую и руководящую деятельность.
9. Академия наук оторвана от научного руководства институтами, сеть которых подверга-ется бюрократическому нажиму. Минобрнауки возлагает надежды на вузовскую науку. Но вузов-ская наука, несмотря на все реорганизации и многократные финансовые вливания, не смогла и не сможет сколько-нибудь значительно приблизиться к академической по уровню исследований, прежде всего, потому, что профессора и преподаватели вузов перегружены педагогической нагруз-кой и бюрократической отчетностью, возросшей во много раз за последние годы.
10. Происходящая реформа крайне негативно сказывается на моральном состоянии научных коллективов, где уже начинает расти насаждаемая сверху жесткая конкуренция между научными сотрудниками, подхалимство, потеря достоинства, готовности отстаивать свое мнение. Тем самым ускоренно разрушаются наиболее фундаментальные основы науки как таковой, и она превращается в ангажированный придаток либо министерства образования, либо частных компаний, в том чис-ле, транснациональных.
Приходится снова и снова повторять, что дальнейшее проведение этих реформ без незамед-лительной и коренной корректировки, на чем неоднократно настаивало и продолжает настаивать большинство работников науки и образования, представляет собой прямую угрозу национальной безопасности страны и приведет лишь к еще более тяжелым и негативным последствиям, вплоть до потери государственного суверенитета. Проводимые правительством реформы проти-воречат не только интересам большинства работников науки и образования, не только интересам большинства российских граждан, но и национальным интересам страны. Однако правительство упорно продолжает проводить всю ту же антинациональную политику.
Поэтому Конференция считает необходимым, пока это еще не поздно:
1. Коллективам научных и образовательных организаций и соответствующим профсоюз-ным организациям противостоять изменениям, ведущим к снижению качества научных исследова-ний и преподавательской деятельности, ухудшению условий труда, ухудшению условий коллек-тивных договоров;
2. Профсоюзным работникам всех уровней - не допускать сокращения прав работников научных и образовательных организаций, обучать их отстаиванию этих прав и обеспечивать этой работе организационную и юридическую поддержку;
3. Провести всенародное общественное обсуждение целесообразности, эффективности и со-ответствия интересам большинства российских граждан и национальным интересам деятельности российского правительства в сфере науки и образования;
4. Государственной Думе РФ рассмотреть разработанную и одобренную в ноябре 2014 года 2-й сессией Конгресса работников образования и науки Концепцию закона о науке и принять в ве-сеннюю сессию 2016 г. новый закон о науке, реализующий основные положения этой Концепции;
5. Всем заинтересованным в том политическим партиям и общественным движениям, а также профсоюзам и активным гражданам, подготовить чрезвычайную альтернативную программу выхода страны из кризиса на 2016-2019 гг. и провести ее всенародное обсуждение до весны 2016 г.;
6. Государственной Думе РФ в ближайшее время принять новую редакцию закона о рефе-рендуме, прописав обязательность выполнения его результата для государственной власти, и про-вести в ноябре 2016 г. референдум о принятии альтернативной программы выхода страны из кри-зиса.
Проведение такого референдума не только будет отвечать действительным национальным интересам и соответствовать лучшим отечественным и мировым традициям, но и позволит не на словах, а на деле начать общенациональный диалог и движение к подлинному народному един-ству;
7. Местным органам власти с целью подготовки молодежи к творческому труду обеспечить возвращение к системе кружков и центров творчества. Восстановление в вузах системы студенче-ской научной работы. В качестве первоначальной меры необходимо возвращение в школьные про-граммы общего образования «Технология» и её непременной составной части «Проектирование». Обучение можно вести на примерах реальных технических проектов.


Последний раз редактировалось: Admin (Пн Дек 14, 2015 5:28 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 148
Очки : 1837
Репутация : 2
Дата регистрации : 2014-01-08
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://cron.forumkz.net

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Резолюция III сессии Конгресса работников науки и образования о необходимости принятия альтернативной программы сохранения и развития науки и образования в России

Сообщение автор Фил в Пн Дек 14, 2015 11:25 am

Срочно воссоздать Комитет по научным открытиям либо в Правительстве РФ, либо в РАН, обеспечив финансирование научных экспертиз этого Комитета и обязанность отвечать заявителям в течение месяца.

Фил

Сообщения : 6
Очки : 1361
Репутация : 0
Дата регистрации : 2014-03-31

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения